Страницы

epn

понедельник, 31 марта 2014 г.

Срочное налогообложение дохода от депозитов в Украине

Налог на доход от депозита

В минувший четверг (27.03.2014) Верховная Рада Украины таки продавила пакет антикризисных законов, о котором я слыхал лишь краем уха, и наивно думал, что он меня не заденет совсем. Сегодня, мимоходом забредя на forum.finance.ua, я с удивлением обнаружил дискуссию недовольных вкладчиков (см. пример).

При этом некоторые соучастники не осознают, как именно их закон заденет, как только он будет подписан и.о.Президента Украины. Одно из текстовых объяснений предоставил знаменитый экономист Александр Охрименко (см. заметку "Как теперь будут облагаться доходы по депозитам", где новый закон назван по-русски и неправильно, да и суммы указаны не совсем точно). Если кратко, то процентный доход в размере более 20706 грн. (17 прожиточных минимумов; 1 прожиточный минимум составляет 1218 грн. на 01.01.2014), то вкладчик должен будет заплатить налог 15%-30% (в зависимости от суммы). По грубым подсчётам при депозитных ставках порядка 20% достаточно иметь 100 тыс.грн. в одном или нескольких банках, чтобы стать "жертвой налогообложения".

Предисловие ко второму изданию

Со дня принятия скандальных правок Налогового Кодекса Украины прошло более недели, и фискально озадаченный народ увлечённо бурлил в интернетах по этим вопросам, поминая незлым тихим словом "новую власть". Ситуация осложнялась ещё тем, что мало, кто смотрел "исходники", и в основном ориентировался на раздувание "сенсации" в СМИ.

В какой-то мере, я не стал исключением, поддавшись упадническим настроениям, хотя и ориентировался на проект закона. Знающие люди вскоре поделились и ссылкой на сам закон №1166-18, принятый в тот же день и имеющий аналогичное назначение "Про запобігання фінансової катастрофи та створення передумов для економічного зростання в Україні". Ожидаемо, он слегка отличался от законопроекта - бывает, дело житейское.

Интуиция мне подсказывает, что горемычный Налоговый Кодекс в ближайшее время ещё долго будут гнуть налево и направо, поскольку кризис в самом разгаре. Да, и оппозиция не дремлет - зарегистрировала своё творчество на ту же тематику:

  • №4603 от 28.03.2014 - Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України (щодо ставок оподаткування)
  • 4576-П від 28.03.2014 - Проект Постанови про скасування рішення Верховної Ради України від 27.03.14 року про прийняття за основу та в цілому як закону проекту Закону України про запобігання фінансової катастрофи та створення передумов для економічного зростання в Україні

Дальнейший текст обновлён по состоянию на 10.04.2014 22.04.2014. Любые совпадения с действующими законами случайны, ни один депутат при написании этой заметки не пострадал :)

Как будет выглядеть Налоговый Кодекс Украины

В законе №1166-18 от 27.03.2014, который имеет пафосное название "Про запобігання фінансової катастрофи та створення передумов для економічного зростання в Україні", ко вкладчикам украинских банков имеет отношение несколько пунктов, но я остановлюсь лишь на самых радикальных новшествах, затрагивающих налогообложение процентного дохода по депозитам.

База налогообложения

Старое содержимое Налогового Кодекса Новое содержимое (законопроект №4576, закон №1166-18)

РОЗДІЛ IV. ПОДАТОК НА ДОХОДИ ФІЗИЧНИХ ОСІБ

Стаття 164. База оподаткування

164.2. До загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку включаються:

Стаття 164. База оподаткування

164.2. До загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку включаються:
164.2.8. дохід у вигляді дивідендів, виграшів, призів, процентів (крім процентів, визначених у підпунктах 165.1.2 та 165.1.41, дивідендів, визначених у підпункті 165.1.18 пункту 165.1 статті 165 цього Кодексу, а також виграшів та призів у державну грошову лотерею в розмірах, передбачених у підпункті 165.1.46 пункту 165.1 статті 165 цього Кодексу); 164.2.8. дохід у вигляді дивідендів, виграшів, призів, процентів (крім процентів у сумі, що не перевищує в рік сімнадцять прожиткових мінімумів для працездатної особи, встановлених законом на 1 січня звітного податкового року, процентів, визначених у підпунктах 165.1.2 та 165.1.41, дивідендів, визначених у підпункті 165.1.18 пункту 165.1 статті 165 цього Кодексу, а також виграшів та призів у державну грошову лотерею в розмірах, передбачених у підпункті 165.1.46 пункту 165.1 статті 165 цього Кодексу);

Из базы налогообложения традиционно исключены проценты по "облигациям" и зарплатным/социальным счетам:

  • 165.1.2. сума доходів, отриманих платником податку у вигляді процентів, що нараховані на цінні папери, емітовані центральним органом виконавчої влади, що реалізує державну фінансову політику та на боргові зобов'язання Національного банку України
  • 165.1.41. доходи у вигляді процентів на поточні банківські рахунки, за якими на користь фізичних осіб здійснюються виключно виплати заробітної плати, стипендій, пенсій, соціальної допомоги та інших передбачених законом соціальних виплат. Ознаки таких рахунків визначаються Національним банком України

Как видим, процентный доход по депозитам (за исключением ~20 тыс.грн. - это всё же улучшение) таки попал в базу налогообложения, а значит, налог платить придётся.

Ставки налогообложения

Ставки налога регламентируются статьёй 167, которая существенно не изменилась по интересующим нас позициям:

Стаття 167. Ставки податку

167.1. Ставка податку становить 15 відсотків бази оподаткування щодо доходів, нарахованих (виплачених, наданих) (крім випадків, визначених у пунктах 167.2-167.5 цієї статті), у тому числі, але не виключно у формі заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв'язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами; виграшу в державну та недержавну грошову лотерею, виграш гравця (учасника), отриманий від організатора азартної гри.
(...)

Зато закон №1166-18 радикально повлиял на статью 167.2 - все её пункты со второго по девятый будут вычеркнуты:

Старое содержимое Налогового Кодекса Украины Новое содержимое (закон №1166-18)
167.2. Ставка податку становить 5 відсотків бази оподаткування щодо доходу, нарахованого як:
1 процент на поточний або депозитний (вкладний) банківський рахунок;
2 процентний або дисконтний дохід за іменним ощадним (депозитним) сертифікатом; X
3 процент на вклад (депозит) члена кредитної спілки у кредитній спілці; X
4 дохід, який виплачується компанією, що управляє активами інституту спільного інвестування, на розміщені активи відповідно до закону, включаючи дохід, що виплачується (нараховується) емітентом внаслідок викупу (погашення) цінних паперів інституту спільного інвестування, відповідно до закону, який визначається як різниця між сумою, отриманою від викупу, та сумою коштів або вартістю майна, сплаченою платником податку продавцю (у тому числі емітенту) у зв'язку з придбанням таких цінних паперів, як компенсація їх вартості; X
5 дохід за іпотечними цінними паперами (іпотечними облігаціями та сертифікатами) відповідно до закону; X
6 дохід у вигляді відсотків (дисконту), отриманий власником облігації від їх емітента відповідно до закону; X
7 дохід за сертифікатом фонду операцій з нерухомістю та дохід, отриманий платником податку внаслідок викупу (погашення) управителем сертифікатів фонду операцій з нерухомістю в порядку, визначеному в проспекті емісії сертифікатів; X
8 доходи у вигляді дивідендів; X
9 дохід у вигляді інвестиційного прибутку від операцій з облігаціями внутрішніх державних позик, у тому числі від зміни курсу іноземної валюти; X
10 доходи в інших випадках, прямо визначених відповідними нормами цього розділу.

Кратко говоря, все депозитные доходы свыше ~20 тыс.грн. облагаются налогом 20% - эдакий НДС для депозитов.

Под занавес закон №1166-18 революционно повлиял на п.167.5:

Текущий Налоговый Кодекс Закон №1166-18
167.5. Ставка податку може становити інший розмір, визначений відповідними нормами цього розділу.

167.5. При перерахунку загального річного оподатковуваного доходу для бази оподаткування доходів у формі процентів, обчисленої з урахуванням підпункту 164.2.8 пункту 164.2 статті 164 цього Кодексу, дивідендів, роялті та інвестиційного прибутку застосовуються такі ставки:

якщо база оподаткування звітного податкового року не перевищує 204 прожиткових мінімуми - 15 відсотків;

якщо база оподаткування звітного податкового року перевищує 204 прожиткових мінімуми, але не перевищує 396 прожиткових мінімумів, до суми такого перевищення - 20 відсотків;

якщо база оподаткування звітного податкового року перевищує 396 прожиткових мінімумів, до суми такого перевищення - 25 відсотків.

Ставка податку може становити інший розмір, визначений відповідними нормами цього розділу.

Получается, процентный доход от депозитов попадает под две статьи кодекса, которые диктуют разные ставки:

  • п.167.2 устанавливает ставку 5%;
  • п.167.5 устанавливает ставку 15-25%.

Понятно, что будет действовать последняя из них.

Когда новый Налоговый Кодекс вступит в силу?

Закон был подписан и.о.Президента Украины 31.03.2014, и по слухам он начнёт действовать во втором полугодии - с 01.07.2014 (изменения в кодекс попадут 01.01.2015 - чего ждут-то? :). Да, вот так внезапно меняют правила налогооблажения в середине отчётного года.

Добавлю, что ранее придуманный налог на доходы по депозитам на уровне 5%, введение которого упорно откладывали (его собирались запустить с 01.01.2015), и который в своё время придумала "старая власть", теперь будет отменён.

Как будет администрироваться налог на доход от депозитов?

Если не штудировать закон, то можно было бы предположить, что каждый вкладчик 1-го января, протрезвев от новогодних возлияний, просуммирует свои доходы по депозитам за минувший год по всем банкам, и осознает, сколько денег надо отстегнуть бюджету Украины. Логично было бы рассчитывать на задержку с оплатой этого налога, скажем, на месяц или два, а то и вовсе до апреля-мая - главное сделать это до подачи налоговой декларации, чтоб пасьянс сошёлся.

Однако не зря ж в названии закона затесалось словосочетание "финансовая катастрофа": думаете, бюджетники готовы ждать до конца новогодних праздников, пока зажиревшие вкладчики поделяться с ними частью своих барышей?

Смотрим, что приключилось со статьёй 170:

Текущее содержимое Налогового Кодекса Законопроект №4576 Закон №1166-18

Стаття 170. Особливості нарахування (виплати) та оподаткування окремих видів доходів

170.4. Оподаткування процентів

170.4.1. Податковим агентом платника податку під час нарахування (виплати) на його користь доходів, визначених у пункті 167.2 статті 167 цього Кодексу, є особа, яка здійснює таке нарахування (виплату).

Загальна сума податків, утриманих протягом звітного податкового місяця з таких нарахованих (виплачених) процентів платнику податку, сплачується (перераховується) таким податковим агентом до бюджету у строки, визначені цим Кодексом для місячного податкового періоду.

170.4.1. Податковим агентом платника податку під час нарахування (виплати) на його користь доходів у формі процентів є особа, яка здійснює таке нарахування (виплату), за винятком банківської установи.

170.4.1. Податковим агентом платника податку під час нарахування (виплати) на його користь доходів у формі процентів є особа, яка здійснює таке нарахування (виплату).

Загальна сума податків, утриманих протягом звітного податкового місяця з таких нарахованих (виплачених) процентів платнику податку, сплачується (перераховується) таким податковим агентом до бюджету у строки, визначені цим Кодексом для місячного податкового періоду.

При цьому банківська установа не здійснює утримання та перерахування податку із суми доходу у формі процентів, а податок сплачується фізичною особою самостійно за результатами подання річної податкової декларації.

Теперь мне понятно, зачем в пункт 170.4.1 в законопроекте дописали "за исключением банковского учреждения" - закон даёт расширенное объяснение:

  1. Банки НЕ будут самостоятельно калькулировать налог в момент выплаты процентов и перечислять его, куда следует.
  2. Поскольку банк не владеет информацией о вкладах конкретного физлица в других банках, то в момент уплаты налога не будет применяться норма из п.164.2.8, по которой на проценты до 17 минимумов налог не начисляется, зато каждый уважаемый вкладчик имеет право обратиться в налоговую инспекцию после окончания года для проведения перерасчёта.
  3. Каждому вкладчику предоставляется возможность самостоятельно заплатить налог после окончания расчётного года.

Этот расклад напоминает мне добрые старые времена в конце прошлого тысячелетия, когда я, будучи студентом, официально работал ещё и по совместительству. При этом совместительская зарплата в моём случае должна была облагаться меньшей ставкой налога, чего не делалось, и поэтому я, закончив год, тащился в налоговую для проведения перерасчёта. Помнится, по моим меркам сумма была достаточно интересной, чтобы морочиться с бюрократическим аппаратом.

Хотелось бы надеяться, что в наше высокотехнологичное время перерасчёт будет производиться автоматически, хотя, скорее всего, вкладчику придётся явиться в налоговую инспекцию, чтоб потолкаться в очередях для подачи заявления с просьбой о перерасчёте.

Якобы, государство оставляет уплату налога на совести вкладчиков, но я с трудом представляю себе энтуизистов, желающих...

  1. ... посчитать суммы доходов по всем своим счетам, с которых надо уплатить налог,
  2. ... получить в банках подтверждающие справки,
  3. ... потолкаться в налоговой для подачи декларации и уплаты налогов.

Почему не повесили на банки почётную обязанность перечислять эти жалкие Х% при каждой выплате процентов?! Ведь всё равно они будут подавать в налоговую отчётность, где будет расписано, кому сколько было начислено процентов.

В идеальном случае вкладчику надо будет явиться в налоговую и получить квитанцию, где будет уже всё заполненно. Так что, надеюсь, не надо будет таскаться по банкам для собирания макулатуры для налоговой.

Зачем вводится налог на доходы от депозитов?

Для Украины наполнение (внезапно!) опустевшего бюджета - первоочередная задача правительства. Поучительно будет прикинуть, сколько бюджет может получить при введении налога на доход от депозитов. За основу я возьму данные по банковской системе Украины с сайта НБУ - там есть статистика за февраль 2014.

Что Значение
Объем депозитов, млн.грн. 449027
Усреднёная ставка депозитов, % 16%
Ежемесячные доходы от депозитов, млн.грн. 5 987,03
Ставка налога, % 5% 15%
Ежемесячные поступления от налога, млн.грн. 299,35 898,05
Ежегодные поступления от налога, млн.грн. 3 592,22 10 776,65

В этом расчёте слишком много упрощений: нет разделения по валютам (т.е. не учтены валютные колебания), не выделены счета до востребования (процентная ставка по которым может быть нулевой), использована "средняя депозитная ставка по больнице" и т.п.

Полученные числа показывают эдакий идеальный/максимальный объём поступлений от взымания налога. Часть из него после окончания года, скорее всего, надо будет возвращать тем вкладчикам, у которых были небольшие депозиты.

Для сравнения - уточнённый бюджет Украины (см. rada.gov.ua) выглядит так:

  • доходы ~395 млрд.грн.
  • расходы ~462 млрд.грн.

Во всей этой затее меня больше всего интересует вопрос: какая часть из налоговых поступлений осядет в гос.аппарате из-за необходимости администрировать этой налог?

Что делать?

Активисты предлагают слать свои возмущения в письменном виде в НБУ (см. пример), жаловаться премьер-министру в facebook, выходить на митинги (следите за объявлениями) и забирать депозиты из банков (чтобы последние вразумили власти по своим каналам).

Итоги

Лимит дохода, на который налог не распространяется, грн. 20706 (= 17 * 1218)
Кто и когда платит налог вкладчик при подаче годовой декларации банк, в момент начисления/выплаты процентов
Ставка налога, % 5% 15-25%

Банковская система Украины переживает сейчас не легкие времена (отток вкладов, риски невозврата кредитов, аннексия Крымских отделений, валютные риски и т.п.) при том, что моратория на досрочный возврат вкладов до сих пор нет. Разъяснительной работы с населением проведено не было, из-за чего многие существующие и потенциальные вкладчики, не разобравшись в сути закона, начнут избегать депозитного сотрудничества с банками, и переходить в "подматрасную валюту" усиленными темпами. Кроме давления на курс гривны эта тенденция приведёт к росту депозитных ставок, которые и при текущем уровне уже сделали кредиты для бизнеса малопривлекательными. Соответственно, "экономический рост", пропагандируемый новым законом, может закончиться, так и не начавшись.

Примечательно, что в заключении Главного научно-экспертного управления (см. страничку законопроекта 4576) говорится о тех же рисках для банковской системы:

"... значне збільшення ставки оподаткування на зазначені види доходів може призвести до зменшення обсягу вкладів у банках і в черговий раз підірве довіру населення до банківської системи та негативно вплинути на мотивацію громадян інвестувати в економіку України. Крім того, на наш погляд, для прийняття виваженого рішення щодо вказаної пропозиції доцільно отримати висновок Національного банку України, оскільки відповідно до статті 99 Конституції України забезпечення стабільності грошової одиниці є основною функцією центрального банку держави – Національного банку України"
Chrysanth WebStory Published by WebStory

Комментариев нет:

Отправить комментарий