Страницы

epn

воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Массовая блокировка карт "Дельта Банка" 08.02.2014

Позднее утро минувшей субботы ознаменовалось для меня SMS из "Дельта Банка" о том, что одна из моих карт заблокирована по иннициативе банка в связи с угрозой копрометации. Текст сообщения выглядел следующим образом "Shanovnyi Kliiente! Vashu kartku 45**-??71 zablokovano cherez zagrozu komprometatsii. Dlia perevypusku zvernitsia do viddilennia Delta Banku. Info: 0444289595". Отослано оно было в 10:15.

Упомянутая карта (неименная Visa Electron) действительно принадлежит мне: она подключена на тариф "Ощадна картка №1" к текущему счёту в гривнах. Паниковать я, конечно, не стал - на карте хранлась незначительная часть наших средств, к тому же операции по карте всегда сопровождались SMS-уведомлениями, т.е., надеюсь, я бы заметил, если бы начались какие-то левые списания.

Поскольку этой картой я пользуюсь преимущественно для снятия средств в сети "АТМосфера", поэтому первым делом я подумал, что когда-то засунул её в какой-то банкомат, подружившийся с мошенниками - вполне типичная ситуация для карт с магнитной полосой.

Поскольку у меня все ходы записаны, вот список банкоматов, в которые я засовывал карту в этом году:

Дата Банк ИД Расположение Примечания
06.02.2014 АО "ОТП БАНК" A7204055 Киев, ул.Физкультуры, 28 (в холле офисного здания) Значительное время до этого банкомат был на техническом перерыве

05.02.2014

ПАО "ДИАМАНТБАНК" A3309317 Киев, ул.Горького, 50 (в "Мегамаркете") Находится в людном месте
29.01.2014 ПАО "БАНК ФОРУМ" A4607475 Киев, ул.Бориспольская, 9 (в м-не "Велика Кишеня")
28.01.2014 "CREDIT AGRICOLE" A6209446 Киев, ул.Драгоманова, 29 (наружный) Было недостаточно денег на счету
17.01.2014 "СБЕРБАНК РОССИИ" A1807854 Киев, ул.Красноармейская, 66 (в отделении банка)
09.01.2014 "СБЕРБАНК РОССИИ" A1806668 Киев, бульв.Леси Украинки, 26 (в отделении банка)
09.01.2014 АО "ОТП БАНК" A7204131 Киев, ул.Кутузова, 12 (в отделении банка)

Поразмышляв над этим за завтраком, я уж было решил позвонить в сулжбу поддержки, но зайдя на профильный форум банка на finance.ua, я убедился, что ни звонить, ни идти в отделение смысла особого нет - там и так аншлаг: блокировка случилась у многих клиентов.

Вот атипичные примеры:

  1. Карта была заблокирована 16-го января (видимо, по просьбе клиента), но СМСка всё равно пришла
  2. Попадание одной СМСки в одну и ту же воронку и ещё - поразительная точность стрельбы у системы защиты :)
  3. Список банкоматов, в котором знакомых мне как-будто нет
  4. О незащищённости карт с магнитной полосой - будьте бдительны!

Форумчане подметили, что фестиваль СМСок случился после увольнения одного из ключевых сотрудников банка (зампред Совета Директоров Евгений Плотица, известного на finance.ua под ником vimex), что приводит к мысли о внутреннем источнике компрометации.

Другим из объяснений массовой блокировки может являться потребность банка удержать средства в своей системе, что, на мой взгляд, является бредовым предположенем (раз и два), поскольку через Онлайн-систему средства можно оперативно перебросить на любую другую карту банка даже в неоперационное время, поскольку у "Дельта Банка" блокировка карты текущего счёта или истечение её срока годности не приводит к блокировке этого счёта (но карточные счета таки блокируются). К тому же средства с текущего счёта можно снять и без карты, обратившись к менеджеру, а затем в кассу (но в выходные это сделать будет, конечно, проблематично).

У меня же появилось предположение, что банк решил принудительно перевести архаичные ОК1 на новый тариф "Ощадна картка №1 Debit", не дожидаясь, пока все клиенты созреют для этого, и соответственно порезать Visa Electron с заменой их на MasterCard World Debit. Зачем? Видимо, у MasterCard'а более выгодные для банка тарифы.

Ещё одно предположение объясняет, почему в "дамках" оказались именно карты ОК1: якобы они работают на собственном (экспериментальном?) процессинге банка (что объясняет особое льготное положение этих карт и счетов), который подвёргся или сбою, или кибератаке.

По официальной версии, озвучиваемой при звонке на гор.линию (по словам одного из участников), на каком-то из банкоматов был обнаружен скиммер, из-за чего все засунутые в него карты и были записаны в потенциально скомпрометированные. Участники предполагают, что мошенникам под руку попались банкоматы из списка, что выглядит странным, т.к. подавляющее их большинство установлено внутри отделений, где охрана, камеры и всё такое.

Примечательно, что некоторые другие банки (напр., Альфа-Банк, Сбербанк России) предложили своим клиентам сменить PIN по картам, якобы, в связи с угрозой копрометации. В этой связи возникло предположение, что "Дельта" хотела бы пойти тем же путём, но не смогла, т.к. по ОК1 смена PIN'а невозможна, поэтому и возникла суета с блокировкой и перевыпуском.

На текущий момент карта в Онлайн-системе светится как активная:

Ощадна картка №1 после получения SMS о блокировке в субботу

Несмотря на то, что информацию на офф.сайте ещё не разместили, что можно списать на нерасторопность пресс-центра, оперативность системы безопасности впечатляет - не дожидаясь массовых жалоб от клиентов на потерю средств на картах, банк заблокировал почти всё подряд. Возможно, он и перестарался, но в этом деле лучше перебдеть :)

Хорошо, что перевыпуск в данном случае будет бесплатным - надо будет заглянуть в течение недели в ближайшее отделение. Надеюсь, и тариф мне бесплатно обновят :)

Chrysanth WebStory Published by WebStory

Комментариев нет:

Отправить комментарий