Страницы

epn

четверг, 22 сентября 2011 г.

Как ликвидировать СПД-ФЛ на едином налоге своими силами

5 лет без малого бизнеса

Как известно, Налоговая политика в Украине позволяет малым предпринимателям (в основном физическим лицам) пользоваться упрощённой системой налогообложения: фиксированный единый налог, отсутствие требования вести полноценную бухгалтерию, простая отчётность и т.п. Всё это способствовало тому, что предпринимателем в нашей стране может числится любой совершеннолетний гражданин, и при этом он может пользоваться фискальными поблажками, пока его годовой доход не превысит установленный законом лимит.

Бизнесменов такая ситуация вполне устраивала до тех пор, пока государственный аппарат не решил, что настало время перемен, и мелкому бизнесу пора закрутить гайки, что привело к принятию нового Налогового кодекса в конце 2010 года. Несмотря на то, что изначально "упрощенцев" хотели прижать чисто конкретно, массовые акции протеста привели к переработке соответствующих частей нового кодекса, и на текущий момент всё сохранилось почти так, как было в "хорошие застойные времена".

Тем не менее, в предновогодний период умы предпринимательских масс волновали не темы праздничных застольев, а вопросы ликвидации СПД и вообще "как быть?". И те, кто решался таки заняться самоликвидацией вплотную, с огорчением обнаруживали, что корректное закрытие своего субъекта - это не "два пальца об асфальт", и процедура требует более энергичных бюрократических телодвижений, чем открытие СПД. Как говорится, вход - алтын, а выход - два...

На этом фоне воспрянули посредники (зачастую такие же предприниматели на едином налоге, но с другим видом хозяйственной деятельности), которые за "скромное" вознаграждение предлагали изгнать дух СПД без оббивания святых порогов гос.органов.

Так получилось, что именно в тот период и я вознамерился ликвидировать своё ФЛ-П (физическое лицо - предприниматель), которое отслужило мне верой и правдой 5 лет с хвостиком. Как это происходило, я с вами и поделюсь - авось кому-то мой опыт пригодится...

Исходные данные СПД-ФЛ

Тип: субъект предпринимательской деятельности, физическое лицо
Место регистрации: Луганск, Украина
Система налогообложения: упрощенная, единый налог
Учёт в налоговой инспекции: Ленинская МГНИ (кв.Шевченко)
Вид хоз. деятельности: "Услуги по вопросам информатизации" (код 72.10)
Наличие наёмных работников: нет
Наличие счетов в банке: UAH, USD, EUR (ПАТ "КРЕДОБАНК")

Если вам интересн обзор всего процесса в кратком виде, то переходите сразу к итогам.

Уровень 1. Закрытие счетов в банке

Это действие самое простое. Все счета, оформленные на СПД, должны быть закрыты. Банк в этом случае их сначала обнуляет (с вашей помощью), а на следующий день и закрывает. Я точно не помню, отсылает ли банк в этом случае уведомление в налоговую или просто выдаёт вам бумажку на руки.

Уровень 2. Подача заявления для прекращение деятельности СПД

Осуществить этот шаг возможно за 1 (один) день, если знать, какой режим у райгосадминистрации (горсовета).

В Луганске это учреждение (на ул.Коцюбинского) принимает заявления на прекращение госрегистрации только в первой половине дня (в 11:45 начинается перерыв, который длится до 13:00). Надо явиться в каб.412, но до этого следует прикупить бланк соответствующего заявления (на 1-м этаже здания в канцтоварном ларьке), заполнить его, оплатить гос.пошлину за публикацию объявления о прекращении хоз.деятельности (в пределах 20 грн., есть отделение банка на 1-м этаже), и со всеми своими документами (не забудьте свидетельство о гос.регистрации, справку о постановке на учёт в пенсионном фонде и т.п.) гордо войти в кабинет (к нему обычно выстраивается очередь из физ. и юр. лиц к разным специалистам).

Госрегистратор выдаст вам опись предъявленных документов (свидетельство у вас в тот же момент не заберут, т.к. оно ещё понадобиться в дальнейшем), а также перечень гос.учреждений (с адресами, что весьма удобно), куда следует забрести для получения соответствующих справок.

Выданную опись (лист формата А4) советую сразу же отправить на ксерокопирование - вам понадобиться 4 или 5 копий, каждую из которых надо будет сдавать при получении справки.

Уровень 3. Подача заявления в Налоговую инспекцию

Данный шаг тоже относительно прост и так же бюрократичен как и предыдущий.

Идёте в уже известную вам налоговую инспекцию, и подаёте заявление по форме 8-ОПП. Для приписанных к Ленинской МГНИ (кв.Шевченко) это делается в каб.104. Сдаёте копию описи. Возможно, понадобится справка о постановке на учёт в Пенсионном фонде. Справку о едином налоге, скорее всего, заберут тот час же.

После этого вы получите контакты "аудитора", с которым надо будет связаться через определённое время (в моём случае - через неделю).

Уровень 4. Визит в Центр Занятости

Возможно, это будет вашим первым визитом в данное учреждение. Вот заодно и узнаете, где оно находится :) Луганский городской центр занятости находится на ул.50-летия Образования СССР, 22-Б. Мрачноватое внутри здание...

Вам понадобятся следующие документы: паспорт, копия свидетельства о госрегистрации и копия описи. Этого было достаточно в моём случае, поскольку я не пользовался услугами наёмных работников.

Придётся побегать по нескольким кабинетам, чтобы заиметь автографы должностных лиц на обходном листе. Самым проблемным для меня оказался каб.304, где регистрируют трудовые договора. Его обитатели наслаждаются перерывом с 12:00 до 13:00, и за это время перед дверьми собирается мощная толпа из посетителей, толкаться в которой мне абсолютно не хотелось, и я повторно заглянул парой часов позже. К моему удивлению очередь растворилась, и через 10 минуток я получил то, что требовалось.

В Центре Занятости вам выдадут справку (в моём случае она была рукописной), что вы не имеете задолженности.

Уровень 5. Визиты в социальные фонды

Полученная в ЦЗ справка открывает вам двери в остальные учреждения социальной направленности (напр., Фонд Страхования от Несчастных Случаев на производстве). Там вас ждут обычные гос.служащие, которые бесплатно выдадут вам то, что требуется, не откладывая дела в долгий ящик. Все эти фонды реально обойти в тот же день, когда вы побывали в ЦЗ (если у вас, конечно, есть привычка просыпаться пораньше :)

Скорее всего, вам придётся сдать копии справки из ЦЗ, копии свидетельства и копии описи.

В результате вам выдадут справки об отсутствии задолженностей, о том, что на учёте вы не значитесь и т.п. (в том случае, если у вас не было наёмных работников, всё пройдёт чётко).

Уровень 6. Аудит в Налоговой инспекции

К данному этапу вы собрали нужные справки за исключением двух - из Налоговой инспекции и из Пенсионного фонда.

Для визита в Пенсионный фонд за справкой вам, скорее всего, понадобится справка из Налоговой (хотя в Интернет есть отзывы прошедших Пенсионный уровень ранее), так что не суетитесь понапрасну.

Когда я позвонил по выданному мне ранее телефону аудитора (это оказалась какая-то начальница), я узнал, что моё дело было перенаправлено специалисту, у которого есть свой телефон. Связавшись с ним, я выснил, что для прохождения аудита я должен подать книгу учёта доходов и расходов, а также все выписки по счетам, акты выполненных работ и договор.

Аудит в налоговой проводится за 3 года.

Книга учёта доходов и расходов

Признаюсь, книгу я формально заполнял только в первый год ведения своей деятельности, и мне один разок туда инспектор втулил печать по результатам годовой проверки. Однако все свои доходы я учитывал аккуратно в сухом прохладном месте (таблица в Excel).

Доходы мои по основному виду деятельности были в долларах США, а в книгу попадали суммы в гривнах по курсу НБУ на день поступления денег на мой USD-счёт.

У меня также было несколько депозитов в долларах, оформленных на СПД, доходы по которым я никак не отражал в книге. Забегая вперёд, скажу, что претензий по этому поводу у аудитора не возникло, несмотря на то, что в форуме я прочитал иное.

Выписки по валютным счетам

Поскольку у меня был Интернет-Доступ к системе моего банка, я простодушно этим воспользовался и сгенерировал выписки по всем своим доступным счетам за 3 года. Вся это макулатара была преподнесена аудитору, на что она заявила, что нужны именно официальные выписки из банка с мокрой печатью...

Это мне обошлось в 300 грн. + небольшая сумма (~10 грн.) за пересылку "Новой почтой" (я попросил папу отнести эти документы).

К несчастью, у меня ещё висел счёт в евро, которым я совершенно не пользовался, и открыл по подсказке одного поднаторевшего в валютных операциях человека, чтобы выгодно конвертировать доллары в гривны через евро в смутное время, когда фин.систему лихорадило. Не пользовался я им, потому что для конвертации доллар-евро-гривна нужен был визит в банк, и особых преимуществ я для себя не видел. Тем не менее, счёт висел, поскольку мне некогда было заниматься его судьбой.

Оказалось, система Кредобанка не позволяет создавать выписку по счёту (интересно, это во всех банках так?), по которому не было движений, а налоговую жутко интересуют все-все валютные счета, поэтому мне пришлось заказать в банке справку (90 грн. + 10 грн. за пересылку) о том, что движений по счёту не было.

Выводы вы можете сделать сами.

С выписками получилась ещё одна накладка, связанная с тем, что фактически доллары на мой счёт заходили через транзитный распределительный счёт (то ли это особенность банка, то ли компании, с которой я сотрудничал) так, что в выписках не было видно, откуда эти средства прибыли - там стояло что-то вроде "розподiл валютних надхождень". Естественно, аудитора это не устроило, и она попросила подтвердить происхождение средств. Единственное доступное мне решение данной проблемки заключалось в получении справки из банка (текст её я сочинил самостоятельно) о том, что вся валюта на мой счёт поступила от определённой компании в соответствии с контрактом (ещё 90 грн.)

Завершение аудита

Около 2-х месяцев продолжалась волокита с аудитом, и к 1-му февраля мне сообщили, что всё готово. На радостях я лично примчался в налоговую, явился в каб.511, заполнил декларацию о доходах (с 01.01.2011 по 18.01.2011), которую надо было заверить в канцелярии, сдал 50 листов чистой бумаги и папку с завязочками, побегал с обходным листом (каб.104)... и под занавес в каб.318 меня огорошили тем, что долгожданная справка 22-ОПП будет готова через неделю. Помню, я был жутко расстроен в тот момент, так как расчитывал всё завершить на той же неделе (мне надо было возвращаться в Киев).

На руках у меня оказался только многостраничный документ с результатами аудита.

В общем, я хорошо всё обмозговал и решил так оформить доверенность на папу (как человека нашей семьи, самого продвинутого в общении с налоговой, хоть и советских времён) по завершению ликвидации моего СПД-ФЛ. Это мне стоило 180 грн., и я пожурил себя, что не сделал этого ранее.

Папа благополучно получил справку 22-ОПП об отсутствии задолженности по налогам, обменяв её на копию доверенности (у нотариуса мне выдали две заверенные копии).

Уровень 7. Пенсионный фонд

В Пенсионном фонде Каменнобродского района (ул.Карла Либкнехта) меня знают пофамильно. Наверное, я единственный, кто за всё время своей предпринимательской деятельности регулярно к ним являлся в начале года, чтобы пройти персонификацию и доплатить соц.взнос за предыдущий год, который ранее не являлся обязательным.

До своего отъезда в Киев я побывал в Пенсионном фонде, прошел персонификацию, но доплачивать ничего не стал (за исключением обязательных периодов), уточнил, что мне надо будет сделать, чтоб получить у них справку. Им нужен был оригинал документа с результами аудита в налоговой (но они согласились и на копию - оригинал я оставил себе на память), а также копия справки 22-ОПП из налоговой.

В общем, эти документы папа благополучно сдал, и получил для меня пенсионную справку. Сейчас я уж и не помню, как быстро они такую справку выдают. Она, кстати, имеет ограниченный срок годности.

Уровень 8. Опять у госрегистратора

16-го февраля 2011 г. папа сдал все накопленные справки госрегистратору, который и заявил, что я могу считать своё СПД-ФЛ ликвидированным.

Итоги

В данной таблице собраны все этапы, чтобы вы могли наглядно представить, стоит ли заниматься ликвидацией СПД самостоятельно или стоит поручить эти потуги "специалистам". Имейте в виду, что стоимость работы "специалистов" будет добавлена к итоговой стоимости (ну, быть может, за исключением затрат на ксерокопии).

Что Где Какие документы нужны Затраты времени Финансовые затраты Результат
1 Закрыть счета СПД Банк Паспорт 1 час    
2 Подать заявление на прекращение регистрации СПД Горсовет Паспорт, свидетельство о госрегистрации, заполненное заявление, квитанция об уплате госпошлины 1 час Госпошлина за публикацию объявления (~20 грн.), бланк заявления (~50 коп.) Опись, перечень необходимых справок
3 Подать заявление в Налоговую инспекцию Налоговая инспекция Свидетельство об уплате единого налога, копия описи 1-2 часа Бланк по форме 8-ОПП (~50 коп.), копия описи (~50 коп.) Контакты аудитора
4 Посетить Центр Занятости Центр Занятости Копия описи 2 часа Ксерокопия описи (~50 коп.) Справка
5 Посетить социальные фонды 2-3 разных адреса Копия описи, копия справки из Центра Занятости 2-3 часа Ксерокопии (~3 грн.) Справки
6 Налоговый аудит Налоговая инспекция Официальные выписки по счетам, акты выполненных работ, договор 3-5 часов (в течение нескольких дней) За банковские документы (до 400 грн., зависит от банка) Результат аудита (многостраничный документ), справка 22-ОПП
7 Посетить Пенсионный фонд Пенсионный фонд Справка 22-ОПП (из Налоговой) 1 час Ксерокопии Справка
8 Завершение ликвидации Горсовет Все собранные справки 1 час   Лёгкость во всём теле :)
  ИТОГО     11 - 15 часов (в течение 2-3 месяцев) до 450 грн. (основные затраты будут в банке)  

В тему:

2 комментария:

Bunyk комментирует...

>> Аудит в налоговой проводится за 3 года.
Страшнувато якось. Може за 3 хода? :) 

Anton Kravtsov комментирует...

:)
М-да, неоднозначно я выразился... Эту фразу следует понимать так: "Аудит в налоговой смотрит историю предпринимателя за 3 года", т.е. счета и, возможно, деяния, закрытые/совершённые за 3 года до аудита налоговую интересовать не будут...

Отправить комментарий